Основы обучения
 
   
Статьи
       Тренинг АБ
           Основы обучения
           Приемы обучения
           Команды
       W.F.s' Brabus
Основы обучения
Нам уже известно, что весь процесс обучения (дрессировка) заключается в установке
связи самого действия с соответствующей командой. Перед дрессировщиком при
начале обучения прежде всего должен встать вопрос, каким путем надлежит заставить
собаку выполнить, хотя бы примитивно, требуемое действие (шлифуя его в
дальнейшем), дабы иметь возможность связать его с соответствующей командой.
Это-то и есть самая трудная задача дрессировщика - применить тот или иной "подход",
так или иначе воздействовать на собаку, дабы она выполнила желаемое действия.
Здесь-то и нужно знать дрессировщику характер своей собаки, степень её развития,
дабы придумать какое возбуждение (органов чувств) и в какой силе и форме нужно
произвести, дабы организм собаки дал соответствующий ответ (реакцию),
желаемый в данный момент для дрессировщика. Коль скоро это будет достигнуто и
собака сделает соответствующее действие, таковое необходимо связать с командой
и рядом повторных упражнений закрепить полученную связь. Такая установка связи
состоит из двух составных элементов: одновременного действия первоначального и
замещающего возбуждения(1). Поясним это примером: для того, чтобы выучить
собаку садиться по команде, мы знаем, нужно прежде всего как-то воспроизвести
сам факт, сам процесс посадки и связать этот момент с командой - для этого
дрессировщик, положив одну руку на крестец (в области почек) собаки, легким
надавливанием (действие принудительного характера) заставляет ее согнуть задние
ноги и сесть. В данный момент имеет место осязательное возбуждение,
заставляющее собаку сесть, - оно является основным (вызывающим само действие)
и потому и называется первоначальным возбуждением.
Как только собака начнет под давлением руки садиться, немедленно звучит команда
дрессировщика: "сидеть" - звуковое возбуждение. Через известное количество
времени весь процесс повторяется снова и так проделывается несколько раз.
После ряда повторений, дрессировщик начинает пробовать, достаточно ли крепко
воспитался условный рефлекс, т.-е. Твердо ли установилась желаемая связь
команды с действием, - для этого он не производит больше давлением своей руки
принудительного нажима (первоначального возбуждения), а дает лишь одну
команду, и если связь закрепилась, то, получив одно звуковое возбуждение, собака в
силу установки условного рефлекса садится сама.
При таком положении команда (звуковое возбуждение) заместила собой
первоначальное (осязательное) возбуждение - и прием готов.
Если же при одном звуковом возбуждении соответствующего действия не
наступает, то значит связь первоначального и замещающего возбуждения еще не
установлена (условный рефлекс не воспитан), и дрессировщик снова возвращается к
одновременному действию обоих возбуждений.
Другими словами, мы можем сказать так: при воспитании условного рефлекса,
первоначальным возбуждением мы называем само действие, сам факт, а
замещающим возбуждением мы называем его условное обозначение. Так строится в
основе каждый прием, каждый процесс обучения чему бы то ни было. Так,
например, мы приучаем собаку схватывать предмет по команде "аппорт"; для
воспитания этого условного рефлекса дрессировщик, взяв "аппорт" (предмет) в руку
и быстро махая им перед собакой, возбуждает ее инстинкт схватывания
движущегося предмета. Как только этот вид первоначального возбуждения
достигнет своей цели и собака схватит предмет, - дрессировщик немедленно дает
замещающее возбуждение, команду "аппорт" (мы не говорим здесь о технических
деталях приема). Рядом повторных действий эта связь схватывания с командой
будет закреплена, и в дальнейшем, при действии только одного замещающего
возбуждения (команды "аппорт"), собака самостоятельно будет схватывать предмет.
Конечно, одно воспитание условного рефлекса, т.-е. Знание приема еще не есть
обязательность его исполнения собакой, но об этом мы коснемся при разборе
вопроса о влиянии принуждений на собаку.
Возникает вопрос, какими способами дрессировщик вызывает само действие,
которое он будет связывать с командой, какие факторы могут заставить собаку
сделать желаемое действие и что в данном случае послужит первоначальным
возбуждением. Практика показала, что для некоторых приемов поводом к
исполнению их служит возбуждение соответствующего инстинкта собаки, а для
некоторой (меньшей) части приемов возбудителями послужат принудительные
действия дрессировщика (например, надавливание рукой на круп собаки при
разработке приема "сидеть").
(См. ниже -
разделение на обучение путем развития природных инстинктов и
путем принуждения
).
 
1 Терминология К. Моост. Я называю "основным и условным" возбуждением.
Вс. Я.
 
Значение интонации при дрессировке
Освещая кратко этот вопрос, я должен указать, что значение интонаций при
дрессировке чрезвычайно велико и это вполне понятно. Если человек не говорит на
иностранном языке и попадает в компанию иностранцев, мы можем заметить
следующее: он не понимает их речи, так как не знает их языка, но как-то особенно
обостренно чувствует различные оттенки их интонаций - то же происходит и у
собаки. Добавим к этому то, что собаки, обладая тонким слухом, различают 1/6 тона,
когда человек обычно свободно различает только 1/2 тона.
Теория дрессировки различает в общем три основные интонации: 1) ласка, 2)
приказание, 3) угроза. Необходимо предостеречь неопытного дрессировщика в том,
что все даваемые им интонации ни в коем случае не должны иметь искусственно
даваемых ноток, ибо собака немедленно же почувствует звучащую фальшь и станет
относится недоверчиво к дрессировщику.
Самое важное в применении интонаций, это прежде всего установление у собаки
известных ассоциаций (условный рефлекс) факта удовольствия от реально
получаемой ласки с самой интонацией ласки и, наоборот, - факта заставляющих
действий неприятно-принудительного характера с интонациями угрозы. Вторым
важным моментом мы должны назвать умелое комбинирование теми и иными
интонациями в зависимости от разных моментов поведения собаки, грубо
расчленив их так: ласка при исполнении и угроза при невыполнении требуемого
действия.
Когда собака хорошо освоится с интонациями ласки и угрозы (они же поощрения и
запрещения), необходимо в проработку каждого приема вводить в необходимые
моменты так называемые контрастовые интонации. Например: собака не исполняет
требуемого действия, сейчас же слышится оттенок угрозы. В повторной даче
приказания угрожающие тона повышаются и звучат резче и внушительнее, как бы
напоминая о грядущей неприятности (принуждении), наконец, прием выполняется
и немедленно слышны ласково-поощрительные интонации, приятные для собаки.
Таким образом, этим контрастом двух видов интонаций воспитывается у собаки
связь получения неприятных и заставляющих тонов в моменты неисполнения и
получение приятных при исполнении приема.
Нужно сказать, что правильное применение интонаций даваемых во-время, входит
впоследствии как бы в привычку дрессировщика, и он воспроизводит их под
влиянием навыка быстро и как бы бессознательно.
 
Разделение на обучение, производимое путем развития врожденных
инстинктов и путем принуждения
Перед тем как начать практически прорабатывать тот или иной прием, дрессировщик
должен подумать о том, какой заставляющий фактор должен быть в данном случае им
применен, дабы у собаки был вызван соответствующий позыв к выполнению задания,
другими словами, каким возбудителем нужно воспользоваться, чтобы вызвать
соответствующий позыв к действию собаки.
Безусловно, главную роль здесь должны сыграть врожденные инстинкты. Так,
например, пользуясь сторожевыми инстинктами, строятся приемы службы
охранения и караульной службы. Шлифовкой инстинкта преследования убегающего
строятся приемы конвойной службы. Пользуясь инстинктами стремления к
удовлетворенности (питательные инстинкты), строится обучение службе связи,
которое затем уже механизируется путем целого ряда повторных проработок.
С другой стороны, не всем приемам можно обучать, пользуясь врожденными
инстинктами собаки. Приемы воспитательно-дисциплинарного характера
построены на принципе принудительных действий дрессировщика, ибо,
воспитывая дисциплину, необходимо собаку подчинить воле дрессировщика,
другими словами, перебороть в некоторых случаях ее инстинкты, кои нежелательны
в разработке данного приема. Так, например, собака по своему характеру при
обучении хождению рядом не может быть по самой природе своей
дисциплинированной и слепо следовать рядом с ногой дрессировщика. Ее
инстинкты влекут ее к свободному бегу. В таком случае разработка приема сводится
к заглушению этих инстинктов путем действий принудительного характера, в
частности поводком, удерживающим собаку у ног дрессировщика с
соответствующей командой. (Здесь мы не говорим о технике выполнения этого
приема, но основной принцип построения приема говорит о необходимости
применения действий принудительного характера в данном случае).
Типичным примером может служить проработка приема аппортировки
(схватывание предмета). По своему существу данный прием является простым,
приучая собаку по команде "аппорт" схватывать тот или иной предмет. В
дальнейшем этот прием входит составным элементом в сложный прием
военно-санитарной службы. Дабы приучить собаку по команде "аппорт" схватывать
предмет, можно итти двумя путями. Первый основан на развитии врожденного
инстинкта схватывания всякого движущегося предмета. В таком случае
дрессировщик, возбуждая внимание собаки мелькающим в воздухе аппортом (держа
его в руке), пользуется инстинктивным позывом собаки к схватыванию аппорта и
связывает этот момент с командой, закрепляя связь целым рядом повторных
действий. Но у некоторых собак этот подход не вызывает желаемого действия и
собака остается безучастной к мелькающему предмету - инстинкт не проявляется.
Тогда для обучения имеется второй путь - действие принудительного характера.
Дрессировщик разнимает пасть собаки (принуждение) и в тот момент, когда под
влиянием принудительного действия пасть раскрывается, правой рукой легко
вкладывает аппорт, связывая это с командой "аппорт". Путем ряда повторных
действий связь команды с действием также устанавливается и собака, чтобы
избежать неприятного действия (разжимание пасти путем принудительного
надавливания) начнет сама брать аппорт, услыша только одну команду.
Таким образом, мы можем грубо разделить заставляющие факторы (первоначальное
возбуждение) к выполнению требуемых действий на два вида: 1)действие
врожденных инстинктов и 2)действия принудительного характера.
Соответственно этому мы и разделим всю указанную выше программу на:
1. Обучение, при котором первоначальным возбуждением являются действия
принудительного характера:
 
хождение рядом,
посадка,
лежание,
общая выдержка,
аппортировка(1),
ползанье и
повозочная служба (приучение к сбруе и повозке).
 
 
2. Обучение, при котором первоначальным возбуждением являются действия
врожденных инстинктов(2):
 
Простые приемы:
Свободное состояние собаки,
подход,
прыжки через различные препятствия,
аппортировка и
приучение к плаванию.
Сложные приемы:
Служба охранения,
служба разведки,
служба связи и вьючная служба,
военно-санитарная служба,
караульная служба и
конвойная служба.
 
(1)аппортировка может быть воспитана как путем принудительных действий, так и
путем развития
врожденных инстинктов. Вс. Я.
 
(2)здесь мы не говорим о принуждении, как о заставляющем факторе, т.-е. когда собака
знает, но не
хочет выполнить требуемого действия; в таком случае принуждение может быть
применено почти во
всех приемах. Здесь мы берем за основу принуждение, как способ обучения, а не как
способ
воздействия. Вс. Я.
 
Простые и сложные приемы обучения
По своему характеру приемы обучения военных собак делятся на простые и сложные.
Первыми называются такие приемы, которые состоят из воспитания только одного
условного рефлекса, так, например, обучение "сидеть" - есть простой прием. С
другой стороны, службу охранения мы называем сложным приемом, ибо он состоит
из ряда звеньев, а именно - 1) развитие инстинкта злобы, 2) настораживание
(сторожевые инстинкты), 3) оповещение о тревоге. Поэтому мы можем сказать, что
сложный прием является комплексом простых приемов, которые, входя в него
отдельными звеньями, являются по своему характеру составными элементами. В
массе своей приемы воспитательно-дисциплинарного цикла являются по существу
простыми приемами, а проработка специального цикла - сложными приемами.
Поэтому, учитывая то обстоятельство, что приемы
воспитательно-дисциплинарного цикла в большинстве случаев так или иначе
войдут в разработку сложных приемов, обучение и начинают обычно с проработки
простых приемов, воспитывая ими и дисциплинируя собаку, а также и определяя ее
наклонности к дальнейшим видам специальной работы.
Но здесь нужно предостеречь молодых дрессировщиков от одного неправильного
шага: ошибочно, если дрессировщик переходит к работе с собакой сложных приемов
только после того, как собака окончательно усвоит и будет отшлифована на работе
всех по программе простых приемов - это обстоятельство чрезвычайно задерживает
переход к сложным приемам. Да этого и не нужно. Я рекомендую только первые
2-3 недели воздержаться от ввода сложных приемов, пока собака будет обучаться
4-5 основным приемам общего послушания и пока не определиться ее
специальность, а затем рекомендую начать вводить основные работы сложных
приемов спец. цикла, попутно шлифуя пройденные простые приемы, закрепляя
общую дисциплину.
 
В.С. Языков "Военная собака"
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
ОТДЕЛ ВОЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
 
МОСКВА 1927 ЛЕНИНГРАД
Hosted by uCoz