Приемы обучения
 
   
Статьи
       Тренинг АБ
           Основы обучения
           Приемы обучения
           Команды
       W.F.s' Brabus
Поощрения и запрещения
К первому относится команда "хорошо", ко второму "фу". Для того, чтобы собаке
показать собаке правильность выполнения ею приема, употребляют слово "хорошо",
связывая его (устанавливая условный рефлекс) с ласковым поглаживанием или игрой
с собакой и с поощряющей (ласковой) интонацией.
Для приостановки всех нежелательных действий собаки, встречающихся при
дрессировке, является команда "фу", связанная с угрожающей интонацией и
отдергивающим рывком поводка (реально ощутимой неприятностью); последняя
ассоциация (связь) служит для приостановки всех нежелательных действий
(основываясь на том, что резкий окрик "фу" в памяти собаки является сигналом
грядущей неприятности - рывка).
 
Отвлекающие возбуждения
Для дрессировки военных собак этот фактор обучения имеет особенно важное
значение. Под отвлечениями внешнего мира мы понимаем те возбуждения, которые
идут от окружающего внешнего мира и действуют на собаку сильнее, чем
возбуждения, даваемые дрессировщиком.
Такие более сильные отвлечения естественно затормаживают влияние
дрессировщика и собака выходит из его подчинения. В обстановке военных
действий взрывы снарядов, прожектора, пулеметы, общее движение, - все это
является более сильным фактором, влияющим на собаку и отвлекающим ее от
работы. Естественно, дрессировщик военной собаки должен как-то систематически
воспитать в собаке и развить в ней, с одной стороны, невнимательность к
окружающей среде с ее влияниями, а с другой, развить дисциплину к обязательному
исполнению приказаний дрессировщика.
Это обучение строится по следующим основным принципам: в период обучения
влияние дрессировщика должно быть сильнее, нежели влияние внешнего мира,
помня, что более сильное затормаживает более слабое влияние.
В связи с этим первые шаги развития дисциплины у молодой собаки строятся в
уединенном, тихом месте;
Как скоро общая дисциплина будет воспитана и связь дрессировщика с собакой будет
установлена, переходят к работе среди отвлечений общего характера, например, при
близости людей и собак, при шуме поезда и т.п. и, наконец, переходят к работе среди
отвлечений внешнего мира, приближающихся по своему характеру к реальной работе
военных собак (искусственно создавая их). Кратко упомянем, что отвлечения бывают
двух основных видов: 1) по невнимательности, 2) по страху(1).
 
1 Отвлечения так же могут быть и физиологического (голод, холод) характера.
Вс. Я.
 
Дрессировщики и их ошибки
Ошибки по своему характеру делятся на два вида. 1) ошибки тактического характера и
2) ошибки технического характера. К первым мы относим те виды ошибок, которые
создаются путем недостаточно внимательного тактического построения приема,
вызывающего "очеловечивание" психики собаки. Очень часто мы видим как молодой
дрессировщик, желая "наказать" провинившуюся собаку, подзывает её, командуя "ко
мне", а затем наказывает её. Здесь порча собаки неминуема - два-три таких действия и
у собаки устанавливается прочная связь, что звук "ко мне" означает грядущую
неприятность. Собака, естественно, начинает боязливо и медленно подходить к
дрессировщику, и сам подход к дрессировщику по его команде становится
нежелательным действием, ибо у неё прочно воспитался новый условный рефлекс,
что звук "ко мне" равносилен болевому принуждению.
В общем к ошибкам первой группы можно отнести все те действия, при которых
дрессировщиками не были учтены границы психической деятельности собаки, в
результате чего действия дрессировщика оставались непонятными для собаки. Такое
положение вещей легко и скоро может в корне разрушить установившиеся
взаимоотношения собаки и дрессировщика. Поскольку дрессировщик остался
непонятен собаке, поскольку и отказ собаки в выполнении явился непонятным для
дрессировщика.
Сам факт невыполнения, безусловно, повышает нервность дрессировщика, который,
видя в невыполнении приема только злую волю (нежелание) собаки, может начать
применять угрожающие интонации, требующие исполнения, а возможно и ряд
принудительных действий (получаемых, по ее психологии, по непонятным для неё
причинам) делается запуганной, и авторитет данного дрессировщика остается на
долгое время потерянным для этой собаки. К этой же группе ошибок я отношу и так
называемые "нежелательные связи" или нежелательные условные рефлексы.
Неопытный дрессировщик часто подходит к проработке приема с точки зрения
своего миросозерцания и строит прием обучения так, как он строил бы его для
человека. Такой подход, а также недостаточно продуманные действия при обучении
приему и создают "нежелательные связи".
Так, например, в работе санитарной собаки, занимаясь часто в одном и том же
направлении, оставляя раненого в одном и том же месте, дрессировщик не замечает,
что собака, привыкая находить человека в определенном месте, при работе не
производит действительного поиска, а прямо идет к знакомому месту. Так, при
работе службы связи, посылая во время практических занятий собаке всегда по
дороге, установится нежелательная связь пользования направлениями дороги, как
постоянным рубежом. Приняв все это во внимание, начинающему дрессировщику
нужно особенно предусмотрительно отнестись к каждому заданию, к каждому
практическому уроку, продумывая его построение от начала и до конца и учтя все
возможные ошибки, кои могут встретиться в его работе. Ко второй группе ошибок я
отношу ошибки технического характера. Сюда можно отнести следующие
разновидности:
1. нерешительность тона дрессировщика,
2. неумелое и однообразное распределение приемов на уроке, вызывающее скуку и
вялость у собаки,
3. отсутствие навыка в деле дачи поощрений за исполнение и воздействий при
неисполнении приема,
4. неправильное техническое построение прима.
Я недавно видел молодого дрессировщика, который, желая, чтобы собака бросила
держащий в пасти аппорт, командовал: "Брось аппорт". С человеческой точки зрения
здесь незаметно никакой ошибки, но остановимся на этом моменте несколько
подробнее. Собаку учили брать аппорт по команде "аппорт". На звук "аппорт"
воспитался условный рефлекс схватывания предмета - звук "аппорт" в памяти собаки
не вызывал представления предмета, а вызывал процесс схватывания, т.-е. само
действие, другими словами, звук "аппорт" для собаки имел значение "держи". И вот,
вообразите себе растерянность собаки, когда ей командуют такое понятное для
человека: "брось аппорт" и такое непонятное, "брось - держи" для собаки. Конечно,
приведенный пример можно назвать технической мелочью, но она очень характерна,
определяя необходимость постоянного напряжения мысли дрессировщика, дабы
действия его были всегда понятны собаке.
Чередование приемов на практических занятиях в одном и том же порядке,
требования многократных повторений исполнения какого-либо из приемов,
являются также технической ошибкой.
Мы уже говорили, что лучший принцип обучения, это - поддержание постоянной
заинтересованности собаки в работе. Как лучшим девизом обучения детей является
"наука в игре", так дрессировщик должен бояться быть скучным для молодой собаки.
Мне часто приходилось видеть, как дрессировщик, занимаясь обучением того же
аппорта, очевидно, желая, чтобы собака лучше усвоила прием, бесконечное число раз
заставляет собаку брать аппорт и с каждым разом видно, как требования
дрессировщика становятся все более резкими и более настойчивыми. Дрессировщику
непонятно, чем объяснить, что собака, бравшая хорошо аппорт полчаса тому назад,
отказывается брать его теперь. Но ответ прост. Все полчаса он занимался этим
приемом и успел за это время достаточно опротиветь собаке; естественно, что после
этого занятия собака возненавидит этот прием и станет избегать его, будучи вначале
заинтересована в исполнении приема. И это мы отнесем всецело к техническим
ошибкам дрессировщика, назвав такое явление "передрессировкой собаки".
Так же к ошибкам можно отнести и неправильное определение специальности
данной собаки. Мы уже говорили о том, что нельзя военно-санитарную собаку
одновременно обучать и службе охранения, ибо основные принципы этих служб
различны. Но мне приходилось наблюдать, когда собака назначается на тот или иной
вид работы только потому, что эта служба особенно нравится дрессировщику. Здесь
нужно вообразить, сколько напрасных трудов может быть затрачено, если мы
добродушную, ласковую собаку определим на службу охранения и разведки, или еще
хуже - на караульную службу, а злобную и недоверчивую к людям собаку назначим
для прохождения военно-санитарной службы.
 
Взаимоотношения дрессировщика и собаки
Мы знаем, что взаимоотношения дрессировщика и собаки остаются только в виде
искусственного воспитания условных рефлексов и их умелого комбинирования.
Психические границы собаки не могут установить работу на "отвлеченных" понятиях,
кои легко устанавливает человек, пользуясь сложными условными рефлексами 10, 12
порядка. Собаке нельзя сказать: "приди ко мне завтра вечером часам к восьми", но ей
можно сказать: "ко мне" и она поймет это, имея условный рефлекс на звук "ко мне".
Собака не может мыслить о "шанхайских событиях", но она может знать и сочетать
известные впечатления только о тех действиях и предметах, каковые были реально
ощутимы на ее жизненном пути. Собака может знать, что после "А" следует "Б", но
если между ними будет вставлено действие "В", косвенно касающееся и "А" и "Б", оно
будет непонятно собаке. Поскольку это так, постольку и взаимоотношения
дрессировщика и собаки должны иметь свою структуру и должны быть строго
определены.
Прежде всего коснемся бегло о характерах. Собаки так же, как и человек, обладают
разным укладом своего характера. Здесь нужно указать, что характер дрессировщика
часто передается собаке за период дрессировки и совместной работы, особенно если
собака попала к дрессировщику молодым щенком, когда характер ее был еще не
уравновешен и легко поддавался изменениям. Приходилось нередко наблюдать как
флегматичность характера дрессировщика убивает жизнерадостность у собаки. Вот
почему дрессировщик должен быть всегда весел и жизнерадостен, в меру спокоен и
решителен в нужный момент.
В основном принципе взаимоотношений должна преобладать доброта.
"Товарищеской" игрой устанавливается первое доверие собаки к дрессировщику.
Мягкое, спокойное и ровное обращение с собакой служит первыми шагами к
сближению. Отчетливая манера дачи приказаний должна быть так же отнесена к
положительной стороне установки взаимоотношений. Но вот, в процессе
дрессировки, начинают выявляться во взаимоотношениях некоторые шероховатости.
Собака пробует проявить свою волю в плоскости нежелательного для нас отказа от
работы, и взаимоотношения резко меняются. Со стороны дрессировщика уже звучат
стальные интонации приказания, неумолимо зовущие к исполнению, собака
колеблется и пытается бороться, но сейчас уже звучат решительные тона угрозы, и
когда прием все же выполнен, слышны снова мягкие и ласковые тона
дрессировщика. Вот основной принцип взаимоотношений, он и должен служить
основным стержнем в дрессировке.
В решительный момент уступки быть не может, ибо авторитет дрессировщика будет
немедленно потерян.
Здесь нужно указать о том, что дрессировщик постоянно должен следить за своими
интонациями, ибо правильное чередование ласковых тонов при исполнении и тонов
угрожающих при отказе имеет чрезвычайно большое значение для собаки.
Я скажу еще о двух факторах правильных взаимоотношений. Это - о терпении и о
систематичности в работе. Человеку все же ближе свойственная ему психология и,
дабы он строил подходы к приемам, принимая во внимание психологию собаки, он
должен напрягать свое мышление, подводя его под миросозерцание собаки.
Чужая психология все же чужда человеку, и вот здесь-то, при всех неправильных
действиях собаки, требуется напряжение терпения дрессировщика, дабы каким-либо
резким проявлением своего недовольства не вызвать нежелаемой реакции у собаки.
Говорить о систематичности в работе не приходится. Бессистемное построение
приемов, естественно, является нарушителем взаимоотношений человека и собаки.
Заканчивая этот вопрос, необходимо указать об исправлении испорченных собак,
каковое явление обычно является результатом неправильных взаимоотношений. Мы
не будем касаться техники исправления, а укажем лишь основные принципы.
Прежде всего, дрессировщик должен проанализировать неправильные действия
собаки и выявить причины испорченности собаки; как скоро эти причины станут
известными, дрессировщик должен решить - сам ли он будет исправлять собаку, или
должен передать ее другому лицу (в тех случаях, когда собака потеряла доверие к
дрессировщику, необходимо передать собаку). Затем следует тактическое построение
подходов на исправление собаки, беря в основу следующее положение: в начале
дают собаке забыть прежние неправильные подходы, увлекая ее игрой. Затем, как
скоро собака снова станет жизнерадостной - переходят к обучению, применяя
нормальные технические подходы, несколько обходя те моменты, которые
послужили причиной испорченности собаки, делая их по возможности почти
незаметными для собаки. Постепенно тона дрессировщика становятся все более и
более решительными, переходя в дальнейшем к нормальному ходу обычной
дрессировки.
 
В.С. Языков "Военная собака"
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
ОТДЕЛ ВОЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
 
МОСКВА 1927 ЛЕНИНГРАД
Hosted by uCoz