Основы обучения
|
|||||
Основы обучения
Нам уже известно, что весь процесс обучения (дрессировка) заключается в установке
связи самого действия с соответствующей командой. Перед дрессировщиком при начале обучения прежде всего должен встать вопрос, каким путем надлежит заставить собаку выполнить, хотя бы примитивно, требуемое действие (шлифуя его в дальнейшем), дабы иметь возможность связать его с соответствующей командой. Это-то и есть самая трудная задача дрессировщика - применить тот или иной "подход", так или иначе воздействовать на собаку, дабы она выполнила желаемое действия. Здесь-то и нужно знать дрессировщику характер своей собаки, степень её развития, дабы придумать какое возбуждение (органов чувств) и в какой силе и форме нужно произвести, дабы организм собаки дал соответствующий ответ (реакцию), желаемый в данный момент для дрессировщика. Коль скоро это будет достигнуто и собака сделает соответствующее действие, таковое необходимо связать с командой и рядом повторных упражнений закрепить полученную связь. Такая установка связи состоит из двух составных элементов: одновременного действия первоначального и замещающего возбуждения(1). Поясним это примером: для того, чтобы выучить собаку садиться по команде, мы знаем, нужно прежде всего как-то воспроизвести сам факт, сам процесс посадки и связать этот момент с командой - для этого дрессировщик, положив одну руку на крестец (в области почек) собаки, легким надавливанием (действие принудительного характера) заставляет ее согнуть задние ноги и сесть. В данный момент имеет место осязательное возбуждение, заставляющее собаку сесть, - оно является основным (вызывающим само действие) и потому и называется первоначальным возбуждением. Как только собака начнет под давлением руки садиться, немедленно звучит команда дрессировщика: "сидеть" - звуковое возбуждение. Через известное количество времени весь процесс повторяется снова и так проделывается несколько раз. После ряда повторений, дрессировщик начинает пробовать, достаточно ли крепко воспитался условный рефлекс, т.-е. Твердо ли установилась желаемая связь команды с действием, - для этого он не производит больше давлением своей руки принудительного нажима (первоначального возбуждения), а дает лишь одну команду, и если связь закрепилась, то, получив одно звуковое возбуждение, собака в силу установки условного рефлекса садится сама. При таком положении команда (звуковое возбуждение) заместила собой первоначальное (осязательное) возбуждение - и прием готов. Если же при одном звуковом возбуждении соответствующего действия не наступает, то значит связь первоначального и замещающего возбуждения еще не установлена (условный рефлекс не воспитан), и дрессировщик снова возвращается к одновременному действию обоих возбуждений. Другими словами, мы можем сказать так: при воспитании условного рефлекса, первоначальным возбуждением мы называем само действие, сам факт, а замещающим возбуждением мы называем его условное обозначение. Так строится в основе каждый прием, каждый процесс обучения чему бы то ни было. Так, например, мы приучаем собаку схватывать предмет по команде "аппорт"; для воспитания этого условного рефлекса дрессировщик, взяв "аппорт" (предмет) в руку и быстро махая им перед собакой, возбуждает ее инстинкт схватывания движущегося предмета. Как только этот вид первоначального возбуждения достигнет своей цели и собака схватит предмет, - дрессировщик немедленно дает замещающее возбуждение, команду "аппорт" (мы не говорим здесь о технических деталях приема). Рядом повторных действий эта связь схватывания с командой будет закреплена, и в дальнейшем, при действии только одного замещающего возбуждения (команды "аппорт"), собака самостоятельно будет схватывать предмет. Конечно, одно воспитание условного рефлекса, т.-е. Знание приема еще не есть обязательность его исполнения собакой, но об этом мы коснемся при разборе вопроса о влиянии принуждений на собаку. Возникает вопрос, какими способами дрессировщик вызывает само действие, которое он будет связывать с командой, какие факторы могут заставить собаку сделать желаемое действие и что в данном случае послужит первоначальным возбуждением. Практика показала, что для некоторых приемов поводом к исполнению их служит возбуждение соответствующего инстинкта собаки, а для некоторой (меньшей) части приемов возбудителями послужат принудительные действия дрессировщика (например, надавливание рукой на круп собаки при разработке приема "сидеть"). (См. ниже - разделение на обучение путем развития природных инстинктов и путем принуждения). 1 Терминология К. Моост. Я называю "основным и условным" возбуждением. Вс. Я. Значение интонации при дрессировке
Освещая кратко этот вопрос, я должен указать, что значение интонаций при
дрессировке чрезвычайно велико и это вполне понятно. Если человек не говорит на иностранном языке и попадает в компанию иностранцев, мы можем заметить следующее: он не понимает их речи, так как не знает их языка, но как-то особенно обостренно чувствует различные оттенки их интонаций - то же происходит и у собаки. Добавим к этому то, что собаки, обладая тонким слухом, различают 1/6 тона, когда человек обычно свободно различает только 1/2 тона. Теория дрессировки различает в общем три основные интонации: 1) ласка, 2) приказание, 3) угроза. Необходимо предостеречь неопытного дрессировщика в том, что все даваемые им интонации ни в коем случае не должны иметь искусственно даваемых ноток, ибо собака немедленно же почувствует звучащую фальшь и станет относится недоверчиво к дрессировщику. Самое важное в применении интонаций, это прежде всего установление у собаки известных ассоциаций (условный рефлекс) факта удовольствия от реально получаемой ласки с самой интонацией ласки и, наоборот, - факта заставляющих действий неприятно-принудительного характера с интонациями угрозы. Вторым важным моментом мы должны назвать умелое комбинирование теми и иными интонациями в зависимости от разных моментов поведения собаки, грубо расчленив их так: ласка при исполнении и угроза при невыполнении требуемого действия. Когда собака хорошо освоится с интонациями ласки и угрозы (они же поощрения и запрещения), необходимо в проработку каждого приема вводить в необходимые моменты так называемые контрастовые интонации. Например: собака не исполняет требуемого действия, сейчас же слышится оттенок угрозы. В повторной даче приказания угрожающие тона повышаются и звучат резче и внушительнее, как бы напоминая о грядущей неприятности (принуждении), наконец, прием выполняется и немедленно слышны ласково-поощрительные интонации, приятные для собаки. Таким образом, этим контрастом двух видов интонаций воспитывается у собаки связь получения неприятных и заставляющих тонов в моменты неисполнения и получение приятных при исполнении приема. Нужно сказать, что правильное применение интонаций даваемых во-время, входит впоследствии как бы в привычку дрессировщика, и он воспроизводит их под влиянием навыка быстро и как бы бессознательно. Разделение на обучение, производимое путем развития врожденных инстинктов и путем принуждения Перед тем как начать практически прорабатывать тот или иной прием, дрессировщик
должен подумать о том, какой заставляющий фактор должен быть в данном случае им применен, дабы у собаки был вызван соответствующий позыв к выполнению задания, другими словами, каким возбудителем нужно воспользоваться, чтобы вызвать соответствующий позыв к действию собаки. Безусловно, главную роль здесь должны сыграть врожденные инстинкты. Так, например, пользуясь сторожевыми инстинктами, строятся приемы службы охранения и караульной службы. Шлифовкой инстинкта преследования убегающего строятся приемы конвойной службы. Пользуясь инстинктами стремления к удовлетворенности (питательные инстинкты), строится обучение службе связи, которое затем уже механизируется путем целого ряда повторных проработок. С другой стороны, не всем приемам можно обучать, пользуясь врожденными инстинктами собаки. Приемы воспитательно-дисциплинарного характера построены на принципе принудительных действий дрессировщика, ибо, воспитывая дисциплину, необходимо собаку подчинить воле дрессировщика, другими словами, перебороть в некоторых случаях ее инстинкты, кои нежелательны в разработке данного приема. Так, например, собака по своему характеру при обучении хождению рядом не может быть по самой природе своей дисциплинированной и слепо следовать рядом с ногой дрессировщика. Ее инстинкты влекут ее к свободному бегу. В таком случае разработка приема сводится к заглушению этих инстинктов путем действий принудительного характера, в частности поводком, удерживающим собаку у ног дрессировщика с соответствующей командой. (Здесь мы не говорим о технике выполнения этого приема, но основной принцип построения приема говорит о необходимости применения действий принудительного характера в данном случае). Типичным примером может служить проработка приема аппортировки (схватывание предмета). По своему существу данный прием является простым, приучая собаку по команде "аппорт" схватывать тот или иной предмет. В дальнейшем этот прием входит составным элементом в сложный прием военно-санитарной службы. Дабы приучить собаку по команде "аппорт" схватывать предмет, можно итти двумя путями. Первый основан на развитии врожденного инстинкта схватывания всякого движущегося предмета. В таком случае дрессировщик, возбуждая внимание собаки мелькающим в воздухе аппортом (держа его в руке), пользуется инстинктивным позывом собаки к схватыванию аппорта и связывает этот момент с командой, закрепляя связь целым рядом повторных действий. Но у некоторых собак этот подход не вызывает желаемого действия и собака остается безучастной к мелькающему предмету - инстинкт не проявляется. Тогда для обучения имеется второй путь - действие принудительного характера. Дрессировщик разнимает пасть собаки (принуждение) и в тот момент, когда под влиянием принудительного действия пасть раскрывается, правой рукой легко вкладывает аппорт, связывая это с командой "аппорт". Путем ряда повторных действий связь команды с действием также устанавливается и собака, чтобы избежать неприятного действия (разжимание пасти путем принудительного надавливания) начнет сама брать аппорт, услыша только одну команду. Таким образом, мы можем грубо разделить заставляющие факторы (первоначальное возбуждение) к выполнению требуемых действий на два вида: 1)действие врожденных инстинктов и 2)действия принудительного характера. Соответственно этому мы и разделим всю указанную выше программу на: 1. Обучение, при котором первоначальным возбуждением являются действия
принудительного характера: хождение рядом, посадка, лежание, общая выдержка, аппортировка(1), ползанье и повозочная служба (приучение к сбруе и повозке). 2. Обучение, при котором первоначальным возбуждением являются действия
врожденных инстинктов(2): Простые приемы: Свободное состояние собаки, подход, прыжки через различные препятствия, аппортировка и приучение к плаванию. Сложные приемы: Служба охранения, служба разведки, служба связи и вьючная служба, военно-санитарная служба, караульная служба и конвойная служба. (1)аппортировка может быть воспитана как путем принудительных действий, так и путем развития врожденных инстинктов. Вс. Я. (2)здесь мы не говорим о принуждении, как о заставляющем факторе, т.-е. когда собака знает, но не хочет выполнить требуемого действия; в таком случае принуждение может быть применено почти во всех приемах. Здесь мы берем за основу принуждение, как способ обучения, а не как способ воздействия. Вс. Я. Простые и сложные приемы обучения
По своему характеру приемы обучения военных собак делятся на простые и сложные.
Первыми называются такие приемы, которые состоят из воспитания только одного условного рефлекса, так, например, обучение "сидеть" - есть простой прием. С другой стороны, службу охранения мы называем сложным приемом, ибо он состоит из ряда звеньев, а именно - 1) развитие инстинкта злобы, 2) настораживание (сторожевые инстинкты), 3) оповещение о тревоге. Поэтому мы можем сказать, что сложный прием является комплексом простых приемов, которые, входя в него отдельными звеньями, являются по своему характеру составными элементами. В массе своей приемы воспитательно-дисциплинарного цикла являются по существу простыми приемами, а проработка специального цикла - сложными приемами. Поэтому, учитывая то обстоятельство, что приемы воспитательно-дисциплинарного цикла в большинстве случаев так или иначе войдут в разработку сложных приемов, обучение и начинают обычно с проработки простых приемов, воспитывая ими и дисциплинируя собаку, а также и определяя ее наклонности к дальнейшим видам специальной работы. Но здесь нужно предостеречь молодых дрессировщиков от одного неправильного шага: ошибочно, если дрессировщик переходит к работе с собакой сложных приемов только после того, как собака окончательно усвоит и будет отшлифована на работе всех по программе простых приемов - это обстоятельство чрезвычайно задерживает переход к сложным приемам. Да этого и не нужно. Я рекомендую только первые 2-3 недели воздержаться от ввода сложных приемов, пока собака будет обучаться 4-5 основным приемам общего послушания и пока не определиться ее специальность, а затем рекомендую начать вводить основные работы сложных приемов спец. цикла, попутно шлифуя пройденные простые приемы, закрепляя общую дисциплину. В.С. Языков "Военная собака"
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ОТДЕЛ ВОЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ МОСКВА 1927 ЛЕНИНГРАД |