Команды
Команды
Команды при дрессировке должны быть:
1) кратки, 2) сухи, 3) неизменяемы.
Краткость их обусловливается тем, что растянутые команды утомляют напряжение
собаки при произнесении их, допуская возможность преждевременного срыва
собаки с места; кроме того, краткие команды всегда звучат резче, например, "ко мне"
и "раскапывай".
Я бы сказал, что в словах команды вполне желательной является буква "Р", она
придает команде соответствующую сухость и необходимую внушительность - как,
например, можно указать: "рядом", "барьер", "аппорт". Самым важным фактором
является неизменяемость команд.
У молодых дрессировщиков мне приходилось очень часто замечать изменение
команды. Так, например, обучая собаку аппортировать они учат этому приему на
команду "аппорт". Собака почти связала этот звук с действием, но вот она почему-то
отказывается взять предмет. Тогда начинает слушаться: "Ну, возьми, возьми", "бери"
и т.д. Здесь, вместо почти знакомого для собаки слова "аппорт", которое в данный
момент и нужно произнести в несколько повышенном тоне звучат почему-то новые
незнакомые звуки "возьми", "бери", сбивающие собаку.
Дрессировщик привык к тому, что в человеческой речи на одно действие есть ряд
условных обозначений (слов), и машинально или просто не зная основных понятий
теории дрессировки сбивает собаку, вводя новые команды, новые слова, понятные
для человека и совершенно непонятные для собаки.
Как на короткий штрих, можно указать на совершенно бесцельные, вредящие делу,
разговоры с собакой, которые так любят вести неопытные дрессировщики. Разберем
еще пример: аппорт брошен, нужно заставить его принести, для этого звучит
команда "аппорт" и указание рукой - собака знает прием, но не идет, и здесь-то и
начинаются разговоры:
"Ты почему не идешь", в повышенных тонах звучит фраза дрессировщика. "Я тебя",
следует с угрожающей интонацией и притопыванием ноги. Увы, это бесцельно -
мало понятно собаке и в большинстве случаев запугивающе действует на нее. В
данном случае было бы понятней знакомое слово "аппорт" с угрожающей
интонацией и только.
 
Схема построения приема посадки по команде "сидеть"
Для установки желаемого условного рефлекса опять же требуется связать сам факт,
само действие посадки с его условным обозначением (командой "сидеть"). Можно
было бы, не делая принудительных действий, просто уловить естественный момент
посадки и связать его с командой, но это совершенно нецелесообразно, так как
прежде всего затягивает дрессировку при затрате большого времени на ожидания
момента посадки, а главное, такое построение приема не дает у собаки
необходимости посадки, ибо заставляющий фактор отсутствует.
Поэтому целесообразным подходом мы назовем следующее: полуобернувшись к
стоящей у левой ноги собаке, дрессировщик, имея поводок в правой руке, левую
руку кладет на крестец собаки (в области почек) и, нажимая вниз, принуждает этим
собаку сесть. Одновременно с этим дрессировщик правой рукой слегка подталкивает
поводком вверх, с некоторым наклоном влево. Вместе с этим, воспроизводимым
фактом посадки звучит команда (замещающее возбуждение) "сидеть", воспитывая
уже знакомый нам заставляющий фактор в самой интонации команды, придавая ей
несколько угрожающий оттенок.
Обычно собака в первые моменты обучения пытается встать; для предотвращения
этого левая рука продолжает удерживать собаку, с большой резкостью нажима в
моменты попытки встать и с более резкой командой.
Дрессировщик вскоре делает проверку установки рефлекса, не производя нажима
рукой, а давая только команду. В случае отказа возвращаются опять же к
одновременным действиям. После того как необходимый рефлекс будет воспитан,
дрессировщик переходит к воспитанию и развитию выдержки, для чего после
посадки собаки, имея конец длинного поводка в руке, дрессировщик медленно
отходит от собаки (усадив ее), повторяя в несколько повышенном тоне "сидеть",
"сидеть". Отходить рекомендуется спиной по направлению движения.
Во всех случаях исполнения дается ласковая интонация и лакомство. В основу
разработки данного приема положено воспитательное значение, развитие выдержки
и общей дисциплины.
 
Схема построения приема "лежать"
Как и в предыдущем приеме, разработка этого приема основана не на использовании
природных инстинктов, а на принуждении (вначале как способе обучения, а затем в
нужные моменты, как способе воздействия).
Первоначальным возбуждением мы называем принудительную укладку собаки, а
замещающим возбуждением команду "лежать".
Укладка производится так: после того как собака сядет, дрессировщик, сделав
полуоборот влево, накладывает левую руку на лопатки и нажимает несколько вниз;
правая рука, взяв передние лапы собаки так, чтобы указательный палец прошел
между двумя лапами, легко оттягивает их вперед, благодаря чему собака ложиться.
Все эти действия сопровождаются командой "лежать", при чем левая рука некоторое
время продолжает лежать на лопатках, парализуя попытки собаки встать.
Все остальное, как-то: дача угрожающих и поощрительных интонаций, воспитание
выдержки и т.д., производиться по тому же способу, как и в приеме "сидеть".
После того как прием будет исполняться собакой, можно перейти к воспитанию
условного рефлекса 2-го порядка (на жест); необходимо для того, чтобы
дрессировщик мог влиять на собаку на расстоянии. Для этого уже знакомая команда
"лежать" (условный рефлекс 1-го порядка) связывается с постоянным опусканием
поднятой руки (для посадки, наоборот, делается выбрасывающий жест вверх).
Безусловно, чем дальше отходит дрессировщик от собаки, тем меньше и слабее его
влияние на неё. Поэтому при разработке влияния дрессировщики на расстоянии
команда должна произносится с более резкими интонациями и вся практическая
работа идет вначале на длинном поводке, которым дрессировщик различными
подергиваниями и влияет на собаку.
 
Подход
Цель обучения - приучение собаки возвращаться к дрессировщику в любое время и
при любых обстоятельствах.
Разберем схематично тактическое построение этого приема. Если мы будем подзыв
собаки связывать с получением неприятного, с получением каких-то болевых
принудительных действий, то, естественно, у собаки быстро воспитается условный
рефлекс на звук "ко мне", как на преддверие неприятности, и так как у собаки,
находящейся на свободе, будет всегда легкий способ избавиться от грядущей
неприятности, то она и воспользуется им, т.-е. просто не пойдет на зов.
Мы часто видели, как дрессировщик говорит собаке угрожающе "ко мне", и собака
или не идет к нему, или подходит с явно выраженным страхом, медленно, как бы
стелясь по земле. Все это есть результаты установки нежелательной связи,
нежелательного условного рефлекса.
Следовательно, мы, воспитывая подход собаки по команде "ко мне", никогда не
должны связывать ее с получением неприятного, наоборот, желательно развить
связь подхода с получением удовольствия путем дачи за подход лакомства.
Подход можно начать воспитывать еще в тот период обучения, когда собака не знает
ни сидеть, ни лежать, т.-е. в первые дни взятия собаки в руки. Отворяя двери клетки
и стоя в 4-5 шагах от собаки, дрессировщик, протягивая лакомство, говорит "ко мне",
собака, слыша ласковые интонации, а главное, видя знакомое мясо, подходит. Этот
момент снова связывается с командой "ко мне". Вот и весь пример первоначальной
установки связи.
 
В.С. Языков "Военная собака"
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
ОТДЕЛ ВОЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
 
МОСКВА 1927 ЛЕНИНГРАД
 
   
Статьи
       Тренинг АБ
           Основы обучения
           Приемы обучения
           Команды
       W.F.s' Brabus
Hosted by uCoz